Атипичный аутизм у детей

Содержание показать

Атипичный аутизм у детей – что это такое

Атипичным аутизмом (АА) или неспецифическим первазивным расстройством развития в психиатрической практике принято называть психоневрологическую патологию, связанную с нарушением мозговых структур и относящуюся к группе расстройств аутистического спектра (РАС).

Первые симптомы АА могут начать проявляться гораздо позже, чем симптомы «классического» аутизма и/или быть менее выраженными. Однако это не означает, что атипичный аутизм всегда протекает легче, чем обычный: нередки случаи, когда при АА некоторые аутистические проявления носят более тяжелый характер по сравнению с обычным аутизмом. «Атипичный» ребенок-аутист может обладать как высоким уровнем интеллекта и социализации, так и очень низким, вплоть до серьезных нарушений восприятия реальности, тяжелых речевых расстройств и умственной отсталости.

Достаточно часто атипичный аутизм у детей диагностируется в подростковом или даже юношеском возрасте, когда патологические особенности начинают проявляться уже слишком явно. Поэтому задача родителей – своевременно выявить даже минимальные отклонения поведения и развития малыша от нормы, чтобы оказать «скорую помощь» и не допустить развития тяжелой формы заболевания, с трудом поддающейся терапии. Подробнее о терапии атипичного аутизма у детей читайте на сайте центра.

Причины атипичного аутизма у детей

Официальная медицина пока еще не сформировала единого мнения о причинах возникновения аутизма – как обычного, так и атипичного. В настоящее время аутизм в целом и АА в частности связывают с поражениями структур головного мозга, которые могут быть вызваны такими факторами, как:

  • наследственность. Достаточно часто у детей с диагностированным атипичным аутизмом имеются родственники с РАС или какими-либо психическими отклонениями, способными вызвать развитие патологии;
  • генетическая предрасположенность. По результатам современных исследований, некоторое отношение к аутизму имеют гены SHANK3, PTEN, MeCP2 и др. – однако спрогнозировать развитие РАС только на основании деятельности этих генов пока невозможно;
  • некоторые заболевания. Нередко атипичный или классический аутизм может развиваться как сопутствующее состояние при каком-либо другом заболевании – например, эпилепсии, шизофрении, синдромах Дауна, Ретта, Мартина – Белл и др.;
  • проблемы со здоровьем матери во время беременности (особенно ее первой половины) и/или родов – маточные кровотечения, внутриутробные инфекции, недоношенность плода, проблемные роды и т. д.;
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД), патологические изменения в головном мозгу (особенно в мозжечке и подкорковых зонах), недоразвитость левого полушария мозга.

Также существует пока официально не подтвержденная теория о том, что возникновению РАС, включая АА, могут способствовать детские прививки с использованием вакцин, содержащих ртуть.

Основной причиной развития такого нарушения является повреждение структуры коры головного мозга. Это может быть обусловлено следующими этиологическими факторами:

  • эпилепсия;
  • цитомегаловирусная инфекция;
  • фенилкетонурия;
  • синдром хрупкой Х-хромосомы;
  • внутриутробные инфекции;
  • внутриматочные кровотечения;
  • осложнения при беременности;
  • сложная родовая деятельность;
  • травмы головы ребенка во время родов.

Кроме этого, не исключается и наследственный фактор. Если атипичный аутизм был у кого-то из близких родственников, то вероятность такого же заболевания у потомства возрастает в несколько раз. Если же мать во время вынашивания ребенка перенесла какое-либо инфекционное заболевание, то на фоне наследственной предрасположенности риск развития аутизма у малыша возрастает примерно на 50%.

Аутизм у взрослых диагностируется несколько реже, и может быть обусловлен следующими этиологическими факторами:

  • тяжелая черепно-мозговая травма;
  • опухоль головного мозга;
  • инфекционные заболевания, которые поражают головной мозг;
  • осложнения после операции.

Следует отметить, что симптомы заболевания не зависят от этиологического фактора. На начальных этапах развития атипичный аутизм может протекать бессимптомно.

Симптомы Атипичного аутизма у детей

По своей симптоматике детский атипичный аутизм похож на классический, но с менее широким диапазоном проявлений. Самые распространенные симптомы АА таковы:

  • трудности при социальной коммуникации, которые могут быть диаметрально противоположными: если один атипично-аутичный ребенок старается всячески избегать контактов с людьми, то другой может испытывать дефицит общения, не понимая при этом, как «правильно» общаться с окружающими;
  • проблемы с речью – в первую очередь это касается словесного формулирования собственных мыслей из-за ограниченного словарного запаса. Кроме того, ребенок может испытывать сложности с пониманием чужой речи, воспринимать буквально переносные смыслы, часто повторять одни и те же слова или фразы и т. д.;
  • отсутствие эмоциональных проявлений, сопереживания. Дети, имеющие диагноз «атипичный аутизм», часто не умеют выражать эмоции, что создает впечатление полного безразличия к происходящему, хотя это не всегда так – вполне возможно, что ребенок все же испытывает эмоции, просто не способен их показать. Подобные эмоциональные нарушения часто связаны с непониманием невербальных сигналов – жестов, кивков, выражений лица, поз, зрительного контакта;
  • ограниченное мышление, отсутствие его гибкости, стремление к шаблонам, педантичности, строгому распорядку, монотонности. Ребенку с АА бывает трудно адаптироваться ко всему новому, он может впасть в панику от любых, даже минимальных перемен в расписании дня, расположении окружающих предметов, появления новых людей или вещей – например, испугаться свечей на именинном торте, праздничных надувных шариков и т. д.;
  • агрессивность, раздражительность, связанные с воздействием атипичного аутизма на нервную систему, которая становится обостренно чувствительной к любым раздражителям. Малыш может кусаться, толкаться, драться в ответ на самые «невинные» факторы – например, на предложение пойти домой, когда ему хочется еще погулять;
  • отсутствие ролевых игр, трудности при выстраивании дружеских отношений с ровесниками;
    «узкие» интересы – ребенок может быть увлечен только машинками или только динозаврами, или только одним мультфильмом и т. д. Также малыш с АА может демонстрировать повышенную заинтересованность каким-нибудь предметом или его деталью
  • безотносительно функционального назначения – например, играть с чашкой, не наливая в нее воду, или всегда носить с собой ногу от куклы;
  • невыразительная мимика, практически полное отсутствие жестикуляции, «угловатые» движения.

В некоторых случаях в поведении ребенка могут присутствовать стереотипные действия. Также ранний детский атипичный аутизм может проявляться в виде различных сенсорных нарушений. Это связано с особенностями восприятия и обработки головным мозгом сенсорной информации (зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой) и может выражаться как:

  • непереносимость прикосновений к коже (малыш протестует против объятий, мытья, одевания и т. д.);
  • непереносимость прикосновений к голове, волосам (не желает стричься, причесываться, мыть голову);
  • нелюбовь к музыке – всей подряд или какой-либо определенной (например, с участием скрипки);
  • обостренное обоняние, повышенная чувствительность к отдельным запахам (например, бытовой химии);
  • эпизоды «псевдоглухоты», когда ребенок не демонстрирует никакой реакции на оклики и громкие звуки, хотя в остальное время слышит и реагирует хорошо.

Кроме того, малыш может категорически отказываться надевать любую одежду кроме нескольких «любимых» вещей, избегать некоторых цветов или их сочетаний, бояться дотрагиваться до каких-либо определенных поверхностей (шерсть, мех, металл и т. д.). Родители обязательно должны обратить внимание на подобные особенности, чтобы показать ребенка специалисту на самой ранней стадии проявлений атипичного аутизма.

Атипичная форма аутизма встречается достаточно редко – лишь в двух случаях из 10 тысяч. При этом мальчики страдают атипичным аутизмом гораздо чаще девочек (по различным данным – в 2–5 раз). В 2013 году специалисты из Йельского университета установили, что девочки имеют дополнительную генетическую «защиту» от аутизма, включая его атипичную форму.

Характеристика детей с атипичным аутизмом

  • ребенок не тянет руки к матери, чтобы обнять ее за шею, когда она держит его на руках;
  • у малыша отсутствует простейшая фразовая речь;
  • он неохотно отвечает улыбкой на улыбку;
  • с ним сложно или вовсе невозможно вступить в эмоциональный контакт;
  • малыш не замечает сверстников или не разговаривает с ними;
  • ему не нравятся игры с животными – чаще всего он попросту не замечает пушистых друзей;
  • никак не может приучиться ходить на горшок;
  • отсутствует простейшая имитация жестов и артикуляции.

Атипичный аутизм у детей 4 лет

Нередко при атипичном аутизме у детей наблюдается резкий переход от «нормального» состояния к необычному, т.е. до 3-4 лет ребенок вел себя достаточно адекватно, и странности были не столь явными, а после, буквально за месяц-два, происходят резкие перемены. Ребенок может истерить на ровном месте, отказываться от привычной еды и одежды, появляются замкнутость, агрессия, импульсивность, тревожность, портится сон. Он отказывается поддерживать привычные контакты, хуже ведет себя в саду. Многие мамы отмечали, что даже выражение лица менялось – оно становилось амимичным. Такая цепочка событий происходила у детей с атипичным аутизмом без умственной отсталости.

Чем отличается Атипичный аутизм у детей от обычного

Зачастую «атипичные» дети-аутисты в первые годы жизни развиваются абсолютно нормально, а первые симптомы аутизма возникают у них гораздо позже 3 лет, тогда как классический аутизм обычно проявляется в более раннем возрасте. Также АА нередко возникает у детей, имеющих тяжелые специфические расстройства рецептивной речи и умственное отставание.

Рассматривая вопрос «что такое атипичный аутизм у детей», необходимо вспомнить описание классического аутизма, при котором наблюдаются проблемы в трех областях:

  • поведение;
  • коммуникативные навыки;
  • социальные навыки.

В свою очередь, атипичный аутизм обычно включает в себя склонность к стереотипному/шаблонному поведению и проблемы в какой-то одной из двух областей:

  • либо социальные навыки (в том числе взаимодействие с окружающими);
  • либо коммуникативные навыки (в том числе вербальная и невербальная коммуникация).

При назначении курса терапии и индивидуальных дополнительных занятий необходимо обязательно учитывать форму АА, выявленную у ребенка – только так можно будет добиться положительных результатов.

Дети, подростки и взрослые с атипичным аутизмом обычно нуждаются в помощи, относящейся только к тем сферам, где их АА проявляется особенно сильно – в остальных же сферах они могут демонстрировать значительные успехи и без посторонней помощи.

Еще одним заметным отличием атипичного аутизма от обычного является то, что «обычные» аутисты гораздо чаще предпочитают общаться жестами, тогда как «атипичные» языка жестов не понимают.

Фото детей с Атипичным аутизмом

Атипичный аутизм у детейАтипичный аутизм у детейАтипичный аутизм у детейАтипичный аутизм у детейАтипичный аутизм у детейАтипичный аутизм у детейАтипичный аутизм у детейАтипичный аутизм у детей

Речевое развитие детей с аутизмом

Признаком аутизма также считается отставание в развитии речи или полное ее отсутствие. Здесь возможны две разные картины проявления. При синдроме Каннера, когда аутизм проявляется в классической форме, раннее развитие речи ничем не отличается от нормы, а порой и обгоняет темп ровесников. Где-то в 1,5-2 года происходит резкий регресс, и ребенок теряет все приобретенные речевые навыки и либо перестает говорить вообще (мутизм), заменяя словарь понятными только ему звуками и словами, либо говорит стереотипными фразами, набранными из рекламы, мультиков, речи окружающих.

Весь активный словарь он использует не всегда к месту, часто совмещает звукоподражания с нормально оформленными высказываниями. Процесс понимания речи окружающих не нарушен, но реакция на нее отсутствует, именно поэтому он не отзывается на свое имя. При утрате речи также наблюдается разговор во сне и с самим собою.

У атипичных аутистов и детей с синдромом Аспергера (эти же признаки могут быть при классике) речь может развиваться более или менее нормально, но с отставанием от возрастной нормы и некоторыми особенностями. Чаще всего наблюдаются:

  • косноязычие;
  • физиологические эхолалии (повторение фразы оппонента);
  • бедность лексического запаса;
  • задержанное становление «Я» (ребенок говорит о себе в 3-м лице);
  • растянутое или ускоренное произношение, скандирование, другие нарушения просодики;
  • неправильное употребление главных частей речи и их форм;
  • склонность к автономной речи (речь сама по себе) и неразвитость диалога.

У каждого ребенка с аутизмом может быть своя речевая «фишка». У кого-то речь изобилует аутокоммандом и аутодиалогами, без коммуникативной направленности излагаемого. У других могут наблюдаться жонглирования словами-отрицаниями, неологизмами, фразеологизмами без их понимания, разным словотворчеством в необычной форме и т.д. Особую страсть они питают к рифмованию. Примерно 90% детей с РАС не понимают поэтапных словесных инструкций и вообще плохо воспринимают обращенную речь, при полной сохранности слуха. Практически все аутисты используют в речи телеграфный стиль изложения и речевые штампы. Чем аффективнее ситуация, тем ярче выражается корявость говорения. Естественно, нарушения речи зависят от степени тяжести заболевания.

Если говорить о совсем маленьких детишках-грудничках, то у них РДА (ранний детский аутизм) может проявляться в отсутствии гуления, лепета, звукоподражания При их задержанном развитии явно отсутствует коммуникативная направленность – ребенок не пытается этим привлечь внимание взрослых. В случае, когда человеческая речь в ее привычном понимании не развивается совсем, чаще всего вырабатывается свой собственный язык – так называемый «птичий»

Малыш постоянно что-то щебечет на своем «тарабарско-попугайном» и явно не собирается воспринимать обычные слова. В легких случаях ребенок овладевает речью, но страдает обращенная и связная ее форма, выявляются множества аграмматизмов, нарушается звукопроизношение. Спонтанная речь в быту и по ситуации самостоятельно не развивается – этому нужно долго и упорно учить.

Форма атипичного аутизма у детей

В Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) детский аутизм отмечается кодом F84.0. В свою очередь, атипичный аутизм по МКБ-10 разделяется на две основные формы в зависимости от наличия или отсутствия умственной отсталости (УО):

  • АА с умственной отсталостью (код F84.11) – в данном случае в диагноз может быть включена УО с аутистическими характеристиками;
  • АА без умственной отсталости (код F84.12) – интеллект пациента находится в пределах нормы, а в диагноз могут включаться атипичные детские психозы.

Также в МКБ-10 атипичный аутизм разделен на два подвида:

  • с дебютом в не характерном возрасте (позже 3 лет, тогда как классический ранний детский аутизм начинает проявляться еще во младенчестве);
  • с дебютом до 3 лет, но с атипичными симптомами (отсутствует полная клиническая картина детского аутизма). Этот тип патологии в основном распространяется на детей с явной УО.

Вне зависимости от диагностированной формы АА, полностью избавиться от него нельзя – однако, используя индивидуальный подход, можно заметно облегчить патологическую симптоматику при помощи специальной терапии.

Атипичный аутизм у детей с умственной отсталостью

Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики. Раньше, до появления понятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга. Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

Атипичный аутизм у детей без умственной отсталости

Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:

  • Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
  • Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
  • Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
  • Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
  • Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
  • Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.

В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.

Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.

Стадии атипичного аутизма у детей

Выделяют три общих стадии атипичного психоза:

  1. Аутистическая. Ее продолжительность составляет от 4 недель до полугода. Ключевые проявления – отрешенность, угасание эмоциональных реакций, нарастание пассивности. Естественное развитие приостанавливается, аутизм углубляется.
  2. Регрессивная. Разворачивается в промежутке от полугода до года. Характеризуется усилением симптоматики аутизма, редукцией речи и навыков гигиены. Больные начинают поедать несъедобное, значительную часть их двигательной активности составляют стереотипии.
  3. Кататоническая. Является наиболее продолжительной, длится от полутора до двух лет. Снижается глубина аутизма, появляются кататонические расстройства – двигательное возбуждение со стереотипиями. Больные кружатся, прыгают, раскачивают туловище, бегают кругами.

После завершения кататонической стадии происходит постепенный выход из психоза. При ремиссии наблюдаются устойчивые гиперкинетические расстройства с импульсивностью, неврозоподобные симптомы в форме примитивных навязчивых действий. Проявления аутизма редуцируются, появляется слабая познавательная активность, восстанавливаются реакции на окружающих, понимание обращенной речи, навыки опрятности. Стабильной остается отгороженность от реальности, эмоциональная холодность в отношениях, стереотипные формы деятельности.

Факторы риска развития атипичного аутизма у детей

Атипичный аутизм – это психоневрологическое расстройство из группы патологий РАС.

Учеными выявлено около 19 факторов, которые повышают риск развития РАС. Все факторы риска разделяют на врожденные и приобретенные, рассмотрим основные из них:

  • Неонатальные судороги из-за гипоксии или повреждения головного мозга во время родов. Дети, у которых они случались, имеют высокую вероятность развития аутизма.
  • Неонатальные инфекции.
  • Недоношенность.
  • Угроза аборта на сроке более 20 недель.
  • Асфиксия во время родов.
  • Различные послеродовые осложнения у новорожденных.
  • Церебральный паралич.
  • Мышечная дистрофия.
  • Нейрофиброматоз.
  • Медикаментозная терапия во время беременности. Женщины, принимавшие лекарства от инфекций, диабета, эпилепсии или психических расстройств чаще рождают детей с РАС.
  • Беременность после длительного приема лекарственных препаратов.
  • Асфиксия во время родов.
  • Возраст роженицы. Риск рождения малыша с РАС повышен для женщин до 25 лет и уменьшается для мам старше 35. Недавние исследования полностью опровергают ранее проводившиеся, которые утверждали, что риск рождения малыша с аутизмом и другими отклонениями существенно повышен у рожениц старше 35 лет.
  • Гипертензия, астма, ожирение у матери. Данные заболевания повышают риск развития РАС у ребенка, независимо от того проводится лечение данных заболеваний или нет.

Исходя из вышеперечисленных факторов, можно сделать вывод, что неспецифическое первазивное расстройство развития является многофакторным.

Диагностика атипичного аутизма у детей

Диагноз «атипичный аутизм» подтверждается врачом-психиатром. Кроме него в процессе обследования больного принимают участие педиатр, невролог, клинический психолог. Для диагностики используется ряд критериев: аномальность развития по типу дизонтогенеза, манифестация без привязки к раннему возрасту, симптомы качественных нарушений социального взаимодействия и/или стереотипии, отсутствие необходимых критериев детского аутизма. Обследование пациентов включает следующие методы:

  • Клиническую беседу. Информативные клинико-анамнестические данные предоставляются родителями, а при нахождении больного в медицинском учреждении – персоналом. Беседа с пациентом возможна в редких случаях, после нескольких встреч с врачом (после привыкания). В речи отмечаются повторения фраз, эхолалии, односложные ответы, рассказы о себе в третьем лице («Миша пошел спать», «он не хочет есть»).
  • Наблюдение. Анализ непосредственных эмоциональных и поведенческих реакций является основным способом получения диагностической информации. При первой встрече больные часто не вступают в контакт, стремятся избежать контакта с врачом (плачут, проявляют агрессию). Позже обнаруживаются более разнообразные проявления болезни: стереотипии, холодность эмоций, отсутствие интереса к социальному взаимодействию.
  • Исследование познавательных функций. При диагностике важно дифференцировать аутизм психотического типа от аутизма с олигофренией. Исследование когнитивной сферы осложняется нарушением межличностных взаимодействий, речевого развития.
  • Психолог использует невербальные методики – сбор пирамидки, составление отдельных картин и сюжетных историй, кубики Коса, тест прогрессивных матриц Равена.
  • ЭЭГ. По данным электроэнцефалографии подтверждается вероятность диагноза. При устойчивом психозе определяется усиление тета-ритма, на регрессивной стадии – редукция альфа-ритма, при кататоническо-регрессивном психозе тета-ритм не обнаруживается, усиливается бета-ритм. Во время ремиссии восстанавливается альфа-ритм, уменьшается либо полностью исчезает тета-активность.

В каком возрасте чаще диагностируется атипичный аутизм

В каком возрасте диагностируют аутизм Средний возраст ребенка, когда родителей уведомляют о диагнозе, — от трех до четырех лет. На самом деле факт аутичности ребенка заметен гораздо раньше — уже в год можно с определенностью сказать о наличии либо отсутствии аутичных черт. Внимательные родители насторожены уже тем фактом, что в год малыш не произносит простейшие слова, хотя по неврологическим нормам развития должен уже произносить. Оптимально, если малыш попадет к психологу и начнет постоянные занятия с дефектологом в возрасте около двух лет.

Чем раньше родители обратятся за консультацией по тем аспектам, которые их беспокоят в поведении ребенка, тем лучше. Современные психологи используют при диагностике тест АТЕК, который поможет выявить степени аутичности и спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка.

Увы, почти все мамы с недоверием относятся к детской психиатрии, и им попросту страшно вести ребенка на прием. Они беспокоятся, что услышат неприятный диагноз, будут выписаны психотропные лекарственные средства. Такой подход к здоровью недопустим — каждый месяц просрочки диагностирования важен, так как ребенок не получает адекватной терапии и не посещает необходимые для него занятия.

Лечение Атипичного аутизм у детей

В отношении больных аутизмом правильнее говорить не об изолированной терапии, а о комплексной медико-психолого-педагогической поддержке, направленной на повышение качества жизни, свободы и независимости в повседневных делах, восстановление субъектности в социуме. Единая схема помощи не разработана, потому что не существует метода или системы, одинаково эффективной для всех пациентов. Подход всегда индивидуален, реализуется в трех направлениях:

  • Интенсивное структурированное образование. Обучающие и поведенческие методы ориентированы на освоение навыков самопомощи, общения, полезного труда. Их формирование повышает уровень функционирования, снижает выраженность симптомов, корректирует неадаптивные формы активности. Широко применяются техники прикладного анализа поведения, занятия с логопедом, трудотерапия.
  • Медикаментозная терапия. Выраженные аутистические симптомы купируются с помощью лекарственных средств. Многим пациентам назначаются психотропные либо противосудорожные препараты. Относительно безопасны антидепрессанты, психостимуляторы, антиконвульсанты. При выраженном психомоторном возбуждении используется нейролептики, однако они способны спровоцировать атипичную реакцию или побочные эффекты. По этой причине их применение обосновано лишь в случаях неконтролируемого поведения с агрессией, нанесением самоповреждений.
  • Социальная реабилитация. При восстановлении социальной активности больных практикуется инклюзивный подход к образованию и осуществлению профессиональных обязанностей. Реабилитационные мероприятия проводятся комплексно, группой специалистов – психиатрами, медицинскими психологами и специальными педагогами, логопедами, дефектологами, инструкторами ЛФК, преподавателями музыки и творчества. Создаются интегративные группы в учебных учреждениях и на крупных предприятиях.

Коррекция поведения детей с Атипичным аутизмом

Для коррекции атипичного аутизма у детей и улучшения их социальной адаптации нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Необходимо приучать ребенка к выполнению обязательных гигиенических процедур путем постоянного повторения. Важно установить и объяснить правила поведения в обществе, особенно если аутист – подросток. Это делается путем повторения частых жизненных ситуаций и установления приемлемых моделей действий в подобных случаях.
  • У ребенка должен быть четкий распорядок дня. Аутист очень болезненно реагирует на изменения привычной обстановки и любые перемены в привычном ему окружении. Чтобы избежать подобного стресса, родители не должны нарушать тот порядок вещей в комнате, который установил ребенок, и не должны принуждать его к какой-либо деятельности насильно.
  • Нужно уделять аутисту достаточно внимания, часто говорить с ним, задействовать картинки, буквально изображающие образные слова или метафоры. Это нужно для общего развития ребенка. Важно регулярно повторять подобные процедуры, даже если больной не проявляет интереса. Не стоит переутомлять его, нужно сочетать занятия и покой в соотношении 40/60 или 30/70. Ребенку-аутисту важно находиться одному, родители должны предоставить ему эту возможность.
  • Недопустимо кричать на аутиста, повышать голос рядом с ним или выяснять отношения на повышенных тонах.
  • Нужно заниматься с ребенком физкультурой, давая нужную и полезную нагрузку на мышцы.
  • Ни в коем случае нельзя подавлять инициативу больного, отнимать у него что-то или физически ограничивать его действия.

Именно родители играют главную роль в лечении, реабилитации и адаптации ребенка к внешнему миру. Важно создать в доме спокойную обстановку, делать перерывы на отдых и регулярно посещать психолога и психиатра для обследования больного и коррекции терапевтических процедур.

Лечение атипичного аутизма специалистом

Талантливый и знающий врач может сделать очень многое. Нередко наилучшим методом избавления от атипичного аутизма является индивидуальная терапия. В некоторых случаях крайне важно, чтобы такая терапия занимала большую часть периода бодрствования больного ребёнка. Однако это не значит, что индивидуальная терапия должна восприниматься как панацея. Есть дети, которые для уменьшения симптомов должны находиться в состоянии полного спокойствия. Их попросту не стоит трогать.

Врач, которому родители доверяют умственное здоровье своего малыша, должен в совершенстве владеть всеми актуальными навыками. Такую болезнь как атипичный аутизм не лечат по протоколу, да и протокола лечения в данном случае не существует.

Нередко лечение атипичного аутизма происходит по принципу “пробуем, ошибаемся, снова пробуем”. В тех случаях, когда симптоматика выражена слабо, занятия с маленьким пациентом всё равно нужно продолжать. Длительность такого лечения должна быть довольно существенной. Практиковать выбранные методы нужно до тех пор, пока и врачи, и родители не заметят, что малыш действительно пошёл на поправку и его состояние значительно улучшилось.

Лечение Атипичныого аутизм у детей препаратами

Если диагноз подтвердился, врачи могут рекомендовать к приему следующие медикаменты:

  • «Налтрексон», «Фенфлурамин» или «Галоперидол». Эти препараты относятся к группе нейролептиков и имеют одинаковый спектр действия (помогают справиться с гиперактивностью, агрессией детей, успокаивают ЦНС).
  • «Глицин», «Пирацетам», «Энцефабол», «Пантогам». Эти препараты специалисты называют ноотропами. Они оказывают положительное действие на высшие функции мозга.
  • Психотропные средства. Наиболее популярны среди них: «Сомакс», «Рипсолепт», «Неулептил». Препараты помогают справиться с психическим расстройством.

Помимо медикаментозного лечения, обязательны занятия с психологом и другими узконаправленными специалистами.

Лечение Атипичного аутизм у детей методом Томатис

Если у специалиста возникают основания полагать, что ребенок болен, однако имеющиеся у него симптомы не сходятся с привычной картиной расстройств аутической группы ввиду неполного соответствия характерных критериев, в большинстве случаев ставится именно такой диагноз как атипичный аутизм.

С этого момента возникает целый ряд важных вопросов. Так, специальная программа лечения для подобных детей отсутствует. Обычно все действия направляются на максимальное минимизирование выраженности характерных симптомов. «Прямых» же методов лечения на текущий момент нет. Успешность борьбы с проявлением недуга зависит от его формы, особенностей течения и тяжести. При условии успешного подавления проявлений расстройства, отмечается заметное улучшение состояния больных.

В отдельных ситуациях наибольшую эффективность проявляют методы индивидуальной терапии, которой приходится уделять внимание в течение существенной части дня. Наряду с этим, больным детям надо меньше взаимодействовать с обществом, т.к. это тоже позволяет уменьшить интенсивность выраженности характерных симптомов.

В некоторых случаях приходится проходить длительный путь проб и ошибок, на протяжении которого специалист пытается применять различные методики, стараясь добиться улучшения. И даже если признаки патологии имеют не слишком сильную выраженность, лечение приходится проводить на протяжении длительного периода до момента наступления ощутимых улучшений.

Теперь вы знаете, как проявляет себя атипичный аутизм, чем он отличается от ранней детской формы и каковы особенности его проявления.Будьте здоровы!

Атипичный аутизм у детей отличается от классического течения заболевания тем, что психическое отставание в развитии не так выражено. Ребенок отчасти может социализироваться. Речевая задержка также имеет место, но не в такой степени, как у классических аутистов. Они чаще всего неспособны произносить даже отдельные слова.

Признаки атипичного аутизма у детей чаще всего выражаются в неспособности освоить фразовую речь. Отдельные слова даются им довольно легко при условии постоянных занятий с профессиональным дефектологом. Очень эффективны для детей с атипичным аутизмом занятия АБА-терапией, которые подразумевают прикладной анализ и коррекцию поведения.

Как научить ребенка разговаривать самостоятельно, в домашних условиях? Ведь занятия с профессиональным специалистом стоят очень дорого и далеко не каждый родитель обладает такими финансовыми ресурсами. Для самостоятельных занятий родителям придется прочитать учебные пособия по методике прикладной коррекции поведения, а в некоторых случаях даже пройти специальные курсы онлайн или в режиме живого общения.

Этот метод изобрел французский медик-сурдолог, который занимался проблемами нарушения восприятия речи у детей и взрослых. В нашей стране курс терапии Томатис можно пройти платно (причем метод весьма дорогостоящий — около пятидесяти тысяч за курс) либо в некоторых специализированных реабилитационных центрах бесплатно (например, в «Парусе надежды», который находится в Воронеже, или в Санкт-Петербурге, в институте им. Бехтерева).

Метод показал довольно высокую эффективность не только для детей с атипичным аутизмом, но и при сенсорной и моторной алалии. Дети стали лучше понимать речь, у них улучшилась артикуляция и речевой аппарат стал более послушным.

Альтернативные методы лечения

Существует множество альтернативных методов лечения атипичного аутизма. Современная медицина отвергает их действенность. Но измученные родители часто готовы на все, лишь бы добиться улучшения состояния своего ребенка.

К альтернативным методам лечения атипичного аутизма у детей относят следующие методы:

  • хелирование;
  • безглютеновая диета;
  • бесказеиновая диета.

Перед тем как решиться на любой из этих методов, родителям стоит хорошенько подумать. Были зафиксированы случаи детской смерти после попыток самостоятельного хелирования. В этом случае ответственность за нанесение вреда здоровью и жизни ребенка будут нести родители.

Транскраниальная микрополяризация

Этот метод активно применяется на протяжении нескольких десятилетий. Специальные электроды воздействуют на те участки мозга, которые ответственны за понимание речи и развитие артикуляционного аппарата. В некоторых случаях курс транскраниальной микрополяризации помогает ребенку произнести свои первые слова.

Увы, метод часто вызывает следующие побочные эффекты:

  • ребенок становится гиперактивным, неуправляемым;
  • нарушается сон;
  • еще больше нарушается социальное взаимодействие со сверстниками;
  • могут развиться головные боли;
  • может усилиться судорожный синдром, если у ребенка эпилепсия.

Микрополяризация всегда должна проходить под присмотром опытного физиотерапевта. Если ребенку становится плохо, лучше прервать сеанс. В некоторых случаях проведение процедуры оказывается нецелесообразным, так как принесет больше вреда, чем пользы.

Советы родителям детей с атипичным аутизмом

Родителям особенных детей следует придерживаться таких правил:

  • дома ребенок должен чувствовать себя уютно, гармонично, под защитой;
  • необходимо соблюдение строгого режима дня, ежедневное повторение одних и тех же гигиенических процедур и других элементарных навыков в жизни (застегивание пуговиц и т.д);
  • нельзя повышать голос;
  • необходимо часто с ним разговаривать, общаться;
  • важно оставлять такого малыша и наедине с собой, не заставляя его находиться целый день среди людей;
  • нужно заниматься с ним физкультурой.

Оформление инвалидности для детей с атипичным аутизмом

После того как ребенок хотя бы в течение полугода будет стоять на учете у психиатра, ему будет дано направление на обследование в стационаре. В некоторых случаях можно сделать ребенку МРТ головного мозга для того, чтобы исключить наличие органических поражений мозга. В обязательном порядке будет сделана электроэнцефалограмма.

Вот пошаговое руководство родителям, как оформить инвалидность при атипичном аутизме у детей:

  • Пролежать в стационаре и получить подтверждение диагноза.
  • Пройти ряд специалистов в поликлинике, которые напишут свои заключения о состоянии здоровья ребенка (офтальмолог, хирург, логопед, клинический психолог, участковый терапевт, хирург).
  • Когда заключения от всех врачей будут получены, сделать ксерокопии и отправиться к лечащему психиатру. Он подошьет все заключения к карте для комиссии.
  • Записаться на МСЭК (в среднем приходится ждать своей очереди около месяца).
  • Пройти комиссию и получить розовую справку, которая является документом, подтверждающим инвалидность ребенка.

Возможные осложнения и опасность для детей с атипичным аутизмом

Атипичный аутизм может быть сопряжен с определенными трудностями в таких сферах жизни, как:

  • обучение;
  • социальное взаимодействие;
  • сексуальные отношения, создание семьи;
  • выбор профессии, рабочие процессы.

Без соответствующей терапии атипичный аутизм может приводить своих носителей к социальной изоляции, депрессии, суицидальной идеации. Если же АА протекает в сочетании с проблемами развития речи и умственной отсталостью, это влечет за собой и многие другие трудности в жизни пациента и его близких.

Наиболее благоприятные прогнозы имеют дети с АА без умственной отсталости, родители которых обратились к специалистам своевременно – на самых ранних стадиях проявления заболевания. Однако в остальных случаях ситуацию нельзя назвать однозначной, поскольку сценарии развития атипичного аутизма могут быть самыми различными.

Некоторые взрослые атипичные аутисты, не получавшие никакой терапии, самостоятельно научились бороться со своими особенностями, затрудняющими нормальную жизнь в социуме. При этом известны и случаи, когда у детей, начавших лечение до 5 лет, симптоматика АА сохранялась и во взрослом возрасте. Однако обе эти ситуации являются достаточно редкими, а в большинстве своем дети с атипичным аутизмом без умственной отсталости демонстрируют прекрасные успехи именно при помощи настойчивой терапии.

Благодаря правильно подобранной методике удается остановить прогрессирование АА, а иногда и привести состояние ребенка в полную норму (при условии отсутствия умственной отсталости). Конечно, не исключено, что ребенок с врожденным атипичным расстройством аутистического спектра будет несколько отличаться от ровесников, однако при этом он сможет вполне полноценно развиваться и обучаться в общеобразовательных учебных учреждениях.

Не исключено, что в дальнейшем пациент с АА должен будет постоянно наблюдаться у невропатолога и/или психолога, психиатра. Специалисты помогут в своевременном выявлении обострений и не допустят регресса состояния.

Важно! Если вы замечаете, что поведение вашего малыша бывает «странным» или «неправильным» – постарайтесь как можно быстрее пообщаться по этому поводу со специалистом.

Прогноз и профилактика атипичного аутизма у детей

Положительный исход преодоления когнитивных нарушений, восстановления навыков самообслуживания и общения, улучшения моторики и адаптации в условиях семьи возможен при раннем выявлении болезни и безотлагательном проведении коррекционной работы, включающей специальное обучение, фармакотерапию и вовлечение больных в социальные институты. При активной терапии симптомы не прогрессируют, психическое состояние приближается к норме (если нет тяжелой олигофрении). Профилактические меры в настоящее время не разработаны.

Существует ряд общих рекомендаций для родителей, которые позволяют снизить риск рождения малыша с отклонениями:

  • Планирование беременности и ее правильное введение (лечение хронических патологий и предупреждение их обострения, регулярные плановые осмотры).
  • Своевременное лечение инфекционных заболеваний женщины в период вынашивания.
  • Устранение стрессовых факторов и раздражителей, отказ от вредных привычек (у многих родителей детей с аутизмом выявляют вегетососудистые расстройства, алкоголизм, наркоманию, маниакально-депрессивный синдром).
  • Амальгамовые пломбы у матери (такие пломбы на 50% состоят из ртути и могут выделять токсин в кровь).

В период беременности будущей маме рекомендуется перейти на здоровое питание, то есть не употреблять продукты с ГМО, повышенным содержанием глютена, казеина. Также следует перейти на безопасные моющие средства, так как бытовая химия оказывает влияние на организм матери и плода. Особое внимание нужно уделить питьевой воде, поскольку в неочищенной жидкости могут присутствовать тяжелые металлы.

Видео по теме: Атипичный аутизм у детей

Видео: виды аутизма

Видео: атипичный аутизм – поведение ребенка в 8 лет

Видео: атипичный аутизм – поведение ребенка дома

Видео: атипичный аутизм – занятия в 9 лет

Видео: атипичный аутизм

Видео: атипичный аутизм – логика мышления в 4 года